О правах потребителя при дистанционном способе продажи товаров
09:55 25.08.2025 16+
О правах потребителя при дистанционном способе продажи товаров
Дистанционный способ продажи товаров регламентируется законодательством РФ, а именно статьей 497 Гражданского кодекса РФ, статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 2300-1 О защите прав потребителей (далее Закон О защите прав потребителей) и Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г. 2463 (далее Правила).
В соответствии с п. 2 ст. 497 ГК РФ, п. 1 ст. 26.1 Закона РФ О защите прав потребителей и п. п. 17, 18 Правил, при дистанционной продаже товаров договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с описанием товара, - продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет", в программе для электронных вычислительных машин, в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках или иными способами. Таким образом, при дистанционной покупке товаров потребитель не может непосредственно ознакомиться ни с самим товаром, ни с его образцом.
Согласно п. 2 ст. 26.1 Закона РФ О защите прав потребителей, потребителю, до заключения договора, должна быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Согласно п. 4 ст. 26.1 Закона РФ О защите прав потребителей, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Если в момент доставки товара, информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента получения товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. При отсутствии такого документа можно ссылаться на другие доказательства приобретения товара, например на выписку из банковского счета, содержащую сведения, позволяющие идентифицировать покупку. При этом оплата потребителем товара путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности вернуть уплаченную за возвращенный товар сумму.
Следует знать, что потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, в силу которых он может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Также, в соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона РФ О защите прав потребителей, п.п. 22, 41, 45, 51 Правил, обмену или возврату подлежат следующие товары, купленные дистанционно, даже если они надлежащего качества:
- технически сложные товары бытового назначения (холодильники, кондиционеры, пылесосы, стиральные машины и пр.);
- транспортные средства;
- ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) камней.
Отказ в обмене или возврате указанных товаров может быть только в случае, если их товарный вид или потребительские свойства не сохранены.
Следует помнить! При розничной продаже в торговых точках указанные товары возврату и обмену не подлежат, так как включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г 2463).
Если потребитель отказывается от товара, продавец должен вернуть ему уплаченную денежную сумму, за исключением расходов продавца на доставку возвращенного товара от потребителя, не позднее чем через десять дней со дня предъявления требования.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ О защите прав потребителей и п. 18 Правил, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора. В случае обнаружения недостатка в товаре, приобретенном дистанционным способом, если это не было оговорено продавцом, потребитель по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен вернуть товар с недостатками. Потребитель вправе потребовать, также, полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Оставить сообщение: